Оценка губит самооценку

  • Оценка губит самооценку

       Наши дети для нас всегда самые лучшие, красивые и умные. Так и должно быть, детям важно это знать и понимать! Малыш с самого рождения начинает постепенно осознавать, что такое "хорошо". А когда дело доходит, то первых успехов, то получает свою первую оценку - "молодец"! Так дело дальше и идет, "молодец" растет, жажда развития вынуждает нарушать первые "нельзя" и тут малыш сталкивается с обратной стороной "молодца" - "плохой"! Замечу, что оценочные выражения в каждой семье свои.

       Получается, что мы хотели оценить поступок, сделать акцент на том, что делать нельзя, а на деле оценили ребенка. Возможно, кому-то покажется, что смысл сказанного и так понятен, зачем придираться к словам?! Ребенок не поймет, почему вчера был молодцом, а сегодня стал плохим, даже возможно подумает, что мама или папа его больше не любят. Но ведь мы с вами не этого хотим, правда?  Указать ребенку на его ошибки, безусловно, необходимо, но избегая оценочных суждений. 

Пример:

"Ты разлила воду на пол, теперь здесь лужа, возьми тряпку и вытри"

"Ты отобрал игрушку у мальчика Вани, он расстроился, ты плохо поступил, иди и отдай"

Мы не подвергаем оценки самого ребенка, мы объясняем ему, что такое хорошо, а что такое плохо обсуждая его действия!

       С "плохо", думаю, все более-менее понятно. А как же быть с похвалой? Хвалить ребенка очень важно для развития его самооценки и уверенности, только есть одно "но". Излишнее восхваление лишает ребенка мотивации. Если мы скажем: "Ты такая умница, твой рисунок просто великолепен" - это конечно даст ребенку необходимую уверенность в своих силах, только станет ли он рисовать дальше и пытаться сделать лучше или переключиться на новые способы получения восхищенных слов, станет зависим только от хвальбы, а не получая необходимую дозу самооценка будет стремительно падать вниз. Такие взлеты и падения настроений свойственны многим детям и подросткам в том числе. Но можно постараться избавить ребенка от неправильного восприятия самого себя, придать уверенности просто используя иные способы восхищения его действиями.

Например:

"Ты нарисовала полянку с цветами, а на небе желтое солнце. У тебя получилась очень красочная картинка, на нее приятно смотреть".

"Ты построил такой большой замок, он очень похож на настоящий"

Описывая действия ребенка, мы выказываем свое одобрение или порицание, не оценивая его поступки, даем возможность их исправить или вынести урок. Предлагаем взглянуть на ситуацию как бы с другой стороны. 

     Самооценка ребенка тема очень сложная, но если выделить основные пункты, то хочется добавить кое- что еще. 

Чаще и без повода говорите о любви своим детям, да и вообще близким. Нам всегда кажется, что это и так очевидно, к чему "сопли разводить", но, пожалуй, это самый важный фактор развития правильной самооценки. Есть две вещи, которыми избаловать не возможно, это внимание и любовь. Дети нуждаются в нас как в наставниках. Родители - это проводники в социальное общество и наш долг сделать так, что бы в этом обществе ребенку было комфортно!


2018-01-30 14:41:39
0
596

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Я прочитал Условия соглашения и согласен с условиями